вторник, 24 июня 2008 г.

Наравне со временем и такими же приемами он вообще отрицает познаваемость какого бы то ни было быти

Наравне со временем и такими же приемами он вообще отрицает познаваемость какого бы то ни было бытия. Понятие момента (ksana) как реального субстрата длящихся явлений, будь то во внешнем мире или во внутреннем, в реальность коего, хотя бы непознаваемую в представлении, верили буддисты всех направлений, это понятие, как увидим ниже, так же разрушалось мадхьямиками. Tatra ksanikatvam nila-diksananam sattvena-numatavyam. yat sat tat ksanikam, yatha jala-dharapatalam santas cami bhava iti. Na cay- Систематическое доказательство теории моментов наиболее полным образом изложено у Мадхавы.100 Другие источники, как брахманские, так и буддийские вполне подтверждают верность и объективность его изложения. Приводим его в переводе: Мимолетность мгновенных впечатлений, например, синего цвета и др., может быть выведена из понятия их существования. Все, что существует, мимолетно, - 101 как облако; объекты существуют [следовательно, они мимолетны]. Этот вывод не может считаться ложным, так как восприятие доказывает нам, что мгноam asiddho hetuh. Art- венные объекты, такие как синий цвет и т. п., имеют hakriyakaritvalaksana- существование, сущность которого состоит в том. что sya sattvasya niladiksa- они принадлежат действующим субстанциям Кроме nanam pratyaksasidd- того, это доказывается тем. что немгновсиные объек-hatvat Vyapakavyavn- ты существовать не могут, так как понятие действи-tya vyapyavyavrttir iti тельности (=активности) их подчинено понятиям или nyayena vyapakakrama- последовательности, или одновременности. F-сли мы kramavyavrttav aksani- докажем, что не может быть ни одновременности, ни kat sattvavyavmeh si- последовательности в действии длящегося бытия ddhatvac ca Tac cart- (=субстанции), то по правилу, что все. противореча-hakriyakaritvam kra- щее родовому понятию, противоречит и видовому, мы makramabhyam vyap- в то же время докажем, что и длящееся бытие не мо-tam. Na ca kramakra- жет существовать Всякое действие должно или следо-mabhyam anyah pra- вать за или быть одновременным с [причиной]; иного karah sambhavati. производство электроплит

Комментариев нет: