вторник, 24 июня 2008 г.

Представления или ощущения какого-либо цвета, например, с точки зрения буддийской философии уже зак

Представления или ощущения какого-либо цвета, например, с точки зрения буддийской философии уже заключают в себе деятельность мышления. Между тем, чувственное восприятие, или, как, вероятно, точнее следовало бы выразить, чувственный элемент в нашем познании, есть нечто, совершенно отличающееся от мышления. Но как же, все-таки, определяет Дхармакирти чувственное восприятие с точки зрения обыденного понимания его? Дхармоттара говорит: про чувственное восприятие и вы и 192 192 См.: NBT. 6. 19 и буквальный перевод этого места в примеч. 56 к отделу мы знаем, что оно связано с деятельностью органов чувств положительной и отрицательной связью,193 т. е. когда органы чувств действуют, является знание, или наглядное представление, когда же они не действуют, и знания нет. Подчеркивается, следовательно, то обстоятельство, что никому не приходит в голову отрицать то, что деятельность органов чувств и наглядное представление стоят между собой в связи. Что же касается до характера этой связи, этой взаимной зависимости, то о ней Дхармоттара не говорит ничего, так как тут уже кончается всеобщее согласие между собою разных систем, и начинаются коренные разногласия, как мы это увидим ниже из рассмотрения взглядов прочих индийских систем на роль органов чувств в познании. Автор TippanI указывает на то. что назвать что-либо именем и условиться в его значении не значит еще согласиться относительно всех существенных признаков. Так, например, все знают, что такое звук, но не все знают, что звук не имеет длительного существования, так как школа мимансаков, напротив, полагает, что звук и слово вечны. То же самое можно сказать и относительно чувственного восприятия. Все знают, что называется этим термином, но относительно существенных признаков этого источника нашего познания существуют коренные различия, на которые и указывает определение Дхармакирти. Дхармоттара подчеркивает, что только в таком определении сущности восприятия, как знания, знаменующего появления объекта перед нами, все (и мы и вы)194 между собой согласны. ремонт материалы

Комментариев нет: